Настоящее и будущее в российской логистике

Настоящее и будущее в российской логистике

21 Декабря 2017

На сегодняшний день можно сказать, что логистический бизнес, без сомнения, зависит от состояния экономики. Можно также сказать, что логистика — это индикатор экономики. От того как себя чувствует экономика в целом от этого зависит и спрос на логистические услуги. Хотелось бы отметить что минувший 2017 год продемонстрировал положительную динамику. Такой показатель как индекс деловой активности в январе нынешнего года продемонстрировал самый высокий показатель с 2008 года — 58,7 пунктов. Это дает надежды на восстановление экономики и дальнейшее развитие логистики. Хотя здесь, безусловно, тоже есть проблемы и одной из них является низкий уровень аутсорсинга.

К сожалению, многие грузовладельцы сегодня используют собственный транспорт, собственные складские комплексы. Они не стремятся отказываться от этих, казалось бы, несвойственных функций в пользу профессиональных. Хотя мировая тенденция говорит о том, что более эффективным является аутсорсинг логистических услуг. Ситуация безусловно меняется в пользу развития аутсорсинга. Это связано, прежде всего, с опытом зарубежных компаний, которые работают на российском рынке. Они приходят уже со своей практикой, уже со своими требованиями к логистике. Зарубежные компании уже достаточно качественно выполняют логистические услуги. Помимо них на рынке есть отечественные конкуренты, которые достойно обслуживают не только по одной или двум услугам, но и великолепно справляются с целым комплексом.

Что касается выбора страхования, то это опять-таки решает грузовладелец. Логистическая компания может только оценить риски и рекомендовать своему заказчику страховать ему груз или не страховать. Всё зависит от стоимости груза, от ликвидности товара. Поэтому в каждом конкретном случае нужно индивидуально рассматривать.

Для малого и среднего бизнеса логистика продолжает являться сферой, где он может себя проявить в полной мере. Потому что именно малый и средний бизнес является более гибким. Он может быстро реагировать на запросы клиентов, что собственно сегодня происходит в логистике. Именно внедрение информационных технологий даст тот шанс для развития логистики, и получить преимущества для малых и средних предприятий.

В чем же будущее современных реалий и как лучше действовать компаниям малого и среднего бизнеса? С этим вопросом помогла разобраться Домина Светлана Викторовна, ведущий преподаватель, кандидат технических наук, доцент:

Действие компаний и какие-то рекомендации будут зависеть от общих тенденций, которые будут происходить на рынке. Я убеждена в том, что в России будут следовать мировым тенденциям, связанным к увеличению доли аутсорсинга. Это значит, что логистические компании будут развиваться и появится дополнительная работа в этих компаниях, но в связи с этим предъявляются и повышенные требования к этим компаниям. Это станет возможно только в том случае, когда логистическая компания будет отвечать запросам потенциальных клиентов. Поэтому вопросы, связанные со скоростью доставки, с эффективностью использования ресурсов, они, безусловно, должны быть в поле зрения предприятий. Постоянное обучение, подготовка, переподготовка и так далее. Потому что логистика меняется очень быстро и уже не за горами новые технологии. Информационные платформы необходимо будет интегрировать вместе с грузовладельцами. Изменится, конечно, вообще облик экспедитора в том понимании, в котором мы привыкли сегодня.
В долгосрочной перспективе я хотела бы сказать, что не за горами переход к зеленой логистике. Уже те страны, которые являются передовыми в области логистики, широко используют эти технологии, и эти требования они постепенно выходят и на российский рынок. Уже сегодня зарубежные компании говорят о зеленой логистике в России. Мы тоже должны быть готовы и к этим изменениям в том числе.